Охват населения ОСМС (человек)
16 495 398
Поступления взносов и отчислений (сумма ОСМС, в тенге)
271 549 344 601
Поступило обращений
25 237

Новости

Самые распространенные виды «приписок» озвучил глава ФСМС

Председатель Правления Фонда социального медицинского страхования Сабит Ахметов в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций рассказал, что Фондом охвачены мониторингом только 10% от всех оказанных медуслуг. Но несмотря на это, по итогам 2022 года выявлено свыше 3 млн нарушений на сумму 20,8 млрд тенге.

 

По словам главы Фонда, несмотря на увеличение финансирования, имеется обоснованная критика со стороны населения в части качества и доступности медуслуг. В частности, граждане жалуются на большие очереди в поликлиниках, долгое ожидание узких специалистов и направлений в КТ и МРТ, грубое отношение медперсонала, отсутствие квалифицированных врачей.

«Анализ обращений показывает, что в основном жалобы связаны с работой поликлиник, оказывающих первую медико-санитарную помощь. Это около 70% всех поступивших жалоб», – отметил Сабит Ахметов.

Основными факторами имеющихся проблем являются следующие.

Первое. Система ОСМС была внедрена в 2020 году в период пандемии, когда все силы были брошены на борьбу с Covid.

Второе. С внедрением ОСМС появились два источника финансирования и соответственно два пакета медпомощи: гарантированный государством объем и пакет ОСМС.

«Однако такие виды медпомощи, как консультативно-диагностичаские услуги и стационарная помощь, предусмотрены в обеих пакетах. Источник финансирования зависит от статуса пациента – «застрахован» или «не застрахован». Не говоря уже о населении, сами медорганизации начали путаться. Это привело не только к неправильному использованию источников финансирования медорганизациями, но и к необоснованному отказу гражданам в бесплатной медпомощи», – анализирует глава Фонда.

Третье, это коррупционная составляющая. Там где большие деньги, там и большие интересы. Это связано и с лекарственным обеспечением, и с завышением стоимости оказанных услуг, и с приписками, перепотреблением, связанным с передачей на соисполнение большого объема денежных средств. Все указанные злоупотребеления стали возможными в связи с недостаточным контролем и низким уровнем цифровизации.

«Сегодня Фондом охвачены контролем только 10% от всех оказанных медуслуг. Но несмотря на это, Фондом по итогам 2022 года выявлено свыше 3 млн нарушений на сумму 20,8 млрд тенге. С точки зрения финансовой стабильности и устойчивости системы здравоохранения наиболее существенными являются нарушения или так называемые дефекты номер 5.0 и 3.0. Это нарушения, связанные с завышением объемов медпомощи и так называемыми «приписками», т.е. неподтвержденные случаи оказания медпомощи. При этом следует отметить, что факты приписок носят массовый характер», – подчеркнул Сабит Ахметов.

Динамика приписок показывает ежегодный рост. К примеру, в 2020 году было зафиксировано 21 тыс. приписок, в 2021 году – 35 тыс. и в 2022 году – 52 тыс. Фактов.

Самыми распространенными видами приписок являются следующие:

-         выставление актов с фактически неоказанными медуслугами;

- приписки в виде накруток – сверх-выполнение, т.е. вместо одной фактически оказанной услуги, указывают 3-4;

- третье, это приписки в виде «двойной оплаты», т.е. взимания оплаты за услугу и с пациента, и с Фонда.

«При этом следует отметить, что мы не можем выявить такие виды нарушений, так как у Фонда отсутствует доступ к медицинским информационным системам частных клиник, которые оказывают услуги на платной основе. На рынке существуют свыше 30 частных мединформсистем, которые между собой не интегрированы», – озвучил проблему глава Фонда.

Для решения всех этих проблем в настоящее время Минздравом совместно с Фондом и МЦРИАП начата масштабная работа по полной оцифровке системы здравоохранения. Она ведется в рамках единой IT-платформы eDensaulyq.

При этом стоит особо отметить, что оцифровка платежного модуля Фонда будет осуществляться на основе принципа персонифицированного финансового учета и отслеживания движения денежных средств на виртуальных счетах потребителей медуслуг.

Это позволит внедрить механизм индивидуальной верификации для подтверждения приема у врача посредством цифровых (мобильных) инструментов (SMS, QR-подтверждений). Фонд же сможет отслеживать, куда, кому и на какие цели были направлены средства медицинскими организациями.