Охват населения ОСМС (человек)
16 501 913
Поступления взносов и отчислений (сумма ОСМС, в тенге)
279 743 807 324
Поступило обращений
25 483

Новости

Зарина Камасова: надо дать больше самостоятельности сельской медицине

В Казахстане более 40 % населения проживают в сельской местности. Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил обеспечить доступность медицинской помощи на селе.

О том, какие меры нужно предпринять, чтобы повысить уровень сельской медицины, рассказала в интервью корреспонденту информационно-аналитического портала "Объектив.KZ" депутат Мажилиса Парламента РК, член Общественно-консультативного совета Фонда социального медицинского страхования Зарина Камасова.

- Зарина Айдархановна, Вы не так давно вернулись из поездки по регионам, где встречались с жителями сел. Уверена, что как врач Вы успели ознакомится с работой сельских объектов здравоохранения. Скажите, какие вопросы поднимают сельчане и какие Вы видите проблемы сельского здравоохранения?

- Везде, куда бы я не ездила, главная проблема – нехватка кадров. К примеру, в Бескарагайском районе Восточно-Казахстанской области я встречалась с молодежью, среди них были два врача. Один из них говорит, что он последний молодой специалист, который приехал в село после обучения по гранту акима района. Вернулся он 6 лет назад. Необходимый срок на селе он отработал, теперь представьте, если этот врач уедет.

На селе молодым специалистам акиматы не создают условия. Подъемные небольшие, жилья как такового нет. Естественно, надо заинтересовывать специалистов. В отдаленных районах нет интернета. Врач ВОП, ведя прием, все данные записывает на бумаге. Потом приезжает в район и заполняет данные в информационных системах по ночам. Помимо грантов, акимов надо вернуть сельские квоты, возможность, чтобы сельская молодежь могла поступать на гранты с меньшими баллами, чем их городские сверстники.

Во-вторых, поддержка сельских больниц. В настоящее время все сложные направления медицинской помощи переданы на городской, областной уровни. Да, по-прежнему есть дневной, круглосуточный стационары, но по недорогостоящим случаям. Из заработанных денег у них 60-70% уходит на зарплату. Понятно, что на развитие средств уже нет, как и нет средств на премии, доплаты медицинским работникам, ту же поддержку молодых специалистов.

В-третьих, на селе много незастрахованных. Я думаю, что из 3 миллионов незастрахованных - большая часть сельское население. Там много сезонной работы. На селе много самозанятых, особенно в отдалённых районах, которые живут «купи-продай» своей домашней продукции – молока, сметаны масла, мяса.

Со стороны акиматов надо решать эти вопросы, создавать производства, вовлекать население в занятость.

А пока эти люди выпадают из тех же скринингов. Сейчас же часть скринингов переведена в ОСМС. И районные поликлиники говорят, что не могут охватить скринингом все население. Думаю, Минздрав рассмотрит возможность вернуть скрининги в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Во-вторых, надо все-таки рассмотреть инициативу Фонда медстрахования об оплате за медицинское страхование не за 12 месяцев назад, как сейчас прописано в Законе «Об ОСМС», а на 12 месяцев вперед. Таким образом, будет гарантия, что, оплатив все взносы, человек будет застрахован в течение года.

- Как Вы видите решение этих проблемных вопросов в сельской медицине?

- Нельзя сравнивать сельские больницы с городскими. Сейчас оплата со стороны Фонда идет по единым тарифам. Может быть необходимо применять дополнительные поддерживающие коэффициенты для сельских больниц.

И потом специалисты не едут в село после резидентуры. Мы спорили с Медицинской академией в Семее, я у них преподаю резидентам. Из 8-9 резидентов ни один в село не поехал. Во-первых, есть острая нехватка в городе узких специалистов. И нигде не написано, что нужно отрабатывать после резидентуры в селе. Резиденты выпускают, их сразу разбирают – они даже в поликлиники не попадают, сразу в стационары трудоустраиваются. С другой стороны и их можно понять, зачем врачу, который делает операции, ехать в район, если там он не будет оперировать. Я говорила, что ВТМУ переведены на областной уровень. Врач учился на офтальмолога, он операции лазерные делает, в селе он просто потеряет навыки. Надо все-таки давать возможность на уровне районных больниц проводить ряд операций при наличии базы и специалистов.

Я думаю, все-таки дать сельским больницам больше полномочий. У нас же все централизованно. Главный врач не может самостоятельно закупить даже детали на скорую помощь, потому что скорая помощь подчиняется области. И это такой маленький вопрос. Я писала депутатский запрос о необходимости децентрализации. Особенно там, где большие территории.

Понятно, что нужно внедрять и улучшать менеджмент в медицинских организациях. От руководства больницы много зависит. К примеру, в Бородулихе прекрасная больница. Там главный врач нужное для больных вытрясет и из акима, и из Управления здравоохранения. Но не все среднестатистические главные врачи такие. Надо сельских главных врачей обучать.

Помните, я говорила, все районные больницы были ЦРБ. В них раньше всё делали, операции сложные. Сейчас же этого ничего нельзя. На встречах главные врачи говорят, что в ЦРБ койки пустуют. В основном. Знаете, где сейчас беременные у нас рожают? В области медицинские организации задыхаются, в районах пусто. Поэтому больше самостоятельности и во врачебных вопросах, и в хозяйственно-финансовых надо давать им.

- Кстати, Вы подняли вопрос больших территорий, которые усложняют оказание медицинской помощи. Ведь до пациента еще надо доехать.

- Конечно, сейчас с учетом того, что консультативно-диагностическая помощь значительно стала финансироваться со стороны Фонда социального медицинского страхования стали появляться межрегиональные центры – диагностические, инсультные и так далее. То есть медстрахование избавило медицину от принципа территориальности. Раньше получить помощь в другой области было крайне тяжело.

Мы на заседании Общественно-консультативного совета ФСМС, в котором я состою, поднимали эти вопросы. Финансирования таких проектов. К примеру, в Аягозе от него 300 километров до области, 300 километров до границы с Китаем. Территориально он в центре находится. Так открыли межрегиональный инсультный центр. Сейчас Аягозская районная больница снимает многие вопросы по заболеваемости, и при этом усиливается сама – ремонт сделали, новых специалистов готовят и привлекают. В Алтае сделали такой же инсультный центр. Пока всего два на всю Восточно-Казахстанскую область, но это уже движение вперед. Должны создаваться диагностические центры, чтобы там было УЗИ, например, КТ, МРТ. ОСМС теперь это позволяет, экстерриториальность появилась. В больших регионах хочешь – не хочешь, за тысячу километров не довезешь никого. Не надо будет в область каждого человека направлять. И появится статус сельского врача, на селе надо дать возможность работать с профессиональным интересом. Может быть тогда тот же оперирующий резидент скажет: да, я туда поеду. Пусть не в отдаленный аул, но поеду в районный центр, в ЦРБ.

Раньше ведь так было, врач самостоятельно принимал решения, оперировал. Когда врач приезжал из района, это был ценный специалист в городе. За них хватались, говорили, что 15 лет в районе – это все, это врач высшей категории. А сейчас наоборот. Едешь в район, деградируешь.

- У меня к Вам еще один вопрос - как Вы относитесь к платным услугам, ведь ГОБМП плюс ОСМС в принципе покрывают почти 100%-но услуги медицины. В социальных сетях встречаются посты, в которых говорят, что человеку говорят, платно услуга за 10 минут, либо по ОСМС через 2 недели. Таким образом, пациента заведомо ставят перед не совсем правильным выбором. Хотя может быть, не нужна экстренная помощь. Почему так получается, что медицинские организации не хотят делать бесплатно то, что положено?

- Вы знаете, когда вводили ОСМС, мне лично понравилась система. Сама ходила агитировала. Но я немного систему по-другому представляла. Надо дорабатывать ее. Сколько бы средств не выделялось на медицину, а народ все равно недоволен. Он недоволен, потому что не может получить нужные услуги. Поликлиника не дает направление. Мне кажется, что сейчас Фонд медицинского страхования решает несвойственные ему функции и задачи. Это функции Министерства, Управлений здравоохранения на местах - как правильно организовать медицинскую помощь населению. Думаю, Фонд должен аккумулировать деньги, распределять их правильно, проверять качество оказания медицинских услуг населению. Сейчас говорят о передаче ГОБМП для администрирования на местный уровень, я лично этому рада. У Управлений здравоохранения появятся рычаги контроля за главными врачами. Поэтому надо усилить полномочия облздравов, чтобы был с их стороны реальный результат по организации качественной медицинской помощи на местах, привлекать новые клиники к работе в системе ОСМС. Я всю жизнь проработала в государственной больнице, более 20 лет, потом перешла в частную. Мне повезло с учредителем, не все частные клиники готовы работать с госзаказом. Я за то, чтобы население получало бесплатно услуги в хороших клиниках.

- Все равно непонятно то, что государство платит, есть медицинское страхование. По данным Фонда медстрахования, вдвое увеличилось финансирование медицины, так почему нет видимых позитивных изменений?

- Главное, это менеджмент. Потом цифровизация. Пока не будет цифровизации, не улучшиться качество, не будет прозрачности. Вы знаете, что врачу надо сделать до 14 кликов, чтобы, к примеру, зайти в тот же регистр беременных. В прошлом году я в одной из столичных клиник сидела с врачом, хотела посмотреть, как работают информационные системы. Час двадцать минут мы забивали одного пациента. Информационная система зависла. Это наглядный пример. У Фонда деньги есть, государство свои обязательства тоже выполняет. Есть ГОБМП, есть ОСМС. Но все проблемы сконцентрированы на местах - нехватка кадров, отсутствие цифровизации на селе, слабый менеджмент. Да, эти вопросы, прежде всего, надо решать в медицине.

Источник: https://obk.kz/newsfeed/item/136663-zarina-kamasova-nado-dat-bolshe-samostoyatelnosti-selskoj-medits... 

new-img.jpg