Охват населения ОСМС (человек)
16 620 658
Поступления взносов и отчислений (сумма ОСМС, в тенге)
216 398 360 918
Поступило обращений
20 011

Новости

Меры по улучшению мониторинга качества медуслуг обсуждены на заседании Общественно-консультативного совета при ФСМС

Вчера 24 декабря 2020 года в режиме онлайн прошло очередное заседание Общественно-консультативного совета (далее – Совет) при Фонде социального медицинского страхования (далее – Фонд) под председательством Серика Бектурганова. Темой обсуждения стал мониторинг качества медицинской помощи, оказываемой медорганизациями населению.

Напомним, что Фонд производит постоянный мониторинг качества оказания медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и ОСМС. На предыдущем заседании Совета эта тема вызвала наибольшую заинтересованность.

В связи с этим, заместитель председателя правления Фонда Лязат Актаева подробно информировала о порядке проведения данного мониторинга, мерах финансового и нефинансового воздействия на медорганизации при выявлении дефектов оказанных медуслуг.

«Фонд на постоянной основе проводит текущий мониторинг качества и объема оказанных медуслуг по следующему алгоритму: все медицинские организации вносят данные об оказанных медуслугах в свои информационные системы, интегрированные с информационными системами Минздрава и Фонда, в которых реализовано автоматизированное определение дефектов оказания медуслуг. Около трети всех оказанных медуслуг автоматически попадают на экспертизу, в процессе которой эксперты Фонда изучают, определяют полноту, своевременность, качество оказанной помощи пациенту», - отметила спикер.

В случае, если на ту или иную медицинскую организацию поступает жалоба от пациента, то Фонд проводит внеплановый мониторинг, пояснила Лязат Актаева.

В соответствии с утвержденным Единым классификатором дефектов при необоснованном отклонении от клинпротоколов, несоблюдении стандартов организации оказания медпомощи, внесении в информационные системы неоказанных услуг на медицинские организации налагаются штрафы - это меры финансового воздействия.

Члены Совета высказали мнение, что подобные меры могут быть неэффективны, и при этом несут финансовую нагрузку для поставщиков.

Президент Национальной Ассоциации «Primary Health Care», доктор медицинских наук, Толебай Рахыпбеков отметил, что для улучшения качества услуг необходимо сменить тактику – не наказывать, а мотивировать медицинские организации.

Лязат Актаева, в свою очередь, подчеркнула, что Фондом работа в этом направлении проводится в соответствии с приказом Минздрава.

С 2021 года Фонд внедрит проактивный мониторинг. Его основное отличие от действующего заключается в том, что поставщикам будут давать 45 дней для устранения выявленных дефектов и неисполненных договорных обязательств. И только в случае неустранения дефектов в указанный срок будут налагаться штрафы на медицинскую организацию.

Члены Совета поддержали предложение сенатора Акмарал Альмурзаевой о создании рабочей группы для выработки предложений по Единому классификатору дефектов, путей ухода от штрафных санкций к стимулирующим мерам.

По мнению эксперта здравоохранения Данияра Калиева, в Фонде создана выстроена правильная система мониторинга качества. Вместе с тем ФСМС как стратегический закупщик должен поэтапно переходить от системы контроля к объективной системе оценки качества услуг на основе определения рисков. Медицинская организация с наибольшим количеством выявленных дефектов должна подлежать более частым проверкам. Ключевым критерием при этом будет являться удовлетворенность пациентов клиники, измеряемая через открытые электронные порталы.

Серик Бектурганов, председатель Совета, отметил, что важно сохранить паритет: должный уровень контроля за медицинскими организациями и их стимулирования для обеспечения качества медуслуг и защиты прав пациентов.

На заседании также был обсужден план работы Совета на 2021 год.